Единое научно-технологическое и образовательное пространство характеризуется инновационным развитием интеграционных процессов, прямых научно-технологических связей высших учебных заведений на двусторонней и многосторонней основе, сотрудничество в области подготовки и переподготовки инженерных, научных кадров, конкретные, согласованные практические шаги, направленные на развитие национальных систем высшего профессионального образования.
Ни одна национальная научно-технологическая, образовательная система не может изолированно существовать и самостоятельно развиваться. Образование и совершенствование профессиональных навыков, генерация новых идей и технологий является основной движущей силой экономического роста, а также сплоченности государства.
Интеграционные процессы в политической сфере между странами СНГ направлены на формирование единого экономического пространства, которое может существовать и успешно развиваться при наличии единого (общего) научно-технологического и образовательного пространства.
Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Особым и приоритетным направлением нашей внешней политики является пространство СНГ… Мы создаем Единое экономическое пространство, апробируем при этом современные интеграционные схемы и концепции эффективной экономической кооперации».
Хорошо известны проблемы и сдерживающие факторы развития сотрудничества, формирования единого научно-образовательного и технологического пространства (далее – ЕНТОП):
- несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей формирование и развитие единого образовательного и научно-технологического пространства, отсутствие четких правил и механизмов, финансовых аспектов межвузовского сотрудничества, выполнения взаимных обязательств;
- проблемы использования инновационных научно-теоретических разработок, выполняемых высшими учебными заведениями, их внедрения и коммерческого использования, вопросы интеллектуальной собственности и возможностей вузов самостоятельно их решать, создание соответствующих инфраструктур;
- отсутствие системности в использовании новых методик, подходов, современных образовательных технологий в широкой практике вузовской деятельности, недостаточные усилия, предпринимаемые в решении межвузовских проблем использования информационно-коммуникационных технологий, формировании единой информационной базы;
- недостаточная роль базовых организаций СНГ, одной из главных задач которых является системный анализ и аккумулирование передового опыта по отдельным направлениям деятельности, их взаимодействие с передовыми вузами, Ассоциацией технических университетов, профильными ассоциациями вузов;
- малая финансовая поддержка и недостаточное обеспечение вопросов, связанных с развитием мобильности, профессиональных контактов преподавателей и ученых, обменом студентами, аспирантами; серьезным сдерживающим фактором этих процессов является недостаточная обеспеченность общежитиями; взаимодействие строится в основном на основе традиционно сложившихся связей между вузами СНГ, отдельных научно-педагогических школ.
В качестве сдерживающего фактора, наряду с особенностями внешнеполитической ориентации отдельных государств, внутриполитического положения, следует отметить сложное экономическое положение.
В основе решения проблем – международное сотрудничество, развитие интеграционных процессов, прямых научно-технических связей высших учебных заведений на двусторонней и многосторонней основе, сотрудничество в области подготовки и переподготовки инженерных, научных кадров, конкретные, согласованные практические шаги, направленные на развитие национальных систем высшего профессионального образования.
Ведущая роль в развитии общего научно-технологического и образовательного пространства, разработке стратегии, политики и планов в обеспечении инновационной экономики, создании благоприятной среды для переноса знаний и технологий на постсоветском пространстве принадлежит техническим университетам и ассоциациям, объединяющим их усилия и деятельность.
Важную роль в формировании ЕНТОП играет Ассоциация технических университетов, созданная в 1993 году, которая объединяет 131 технических университетов России и стран СНГ.
В качестве приоритетных задач Ассоциации технических университетов определены:
- содействие решению проблем, связанных с развитием взаимодействия и межвузовского сотрудничества технических университетов СНГ и стран Балтии в целях совершенствования национальных систем высшего профессионального образования, интеграции в мировое образовательное пространство;
- активное участие в мероприятиях, проводимых межгосударственными органами в сфере науки и образования (Исполком СНГ, Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ и т.д.), тесное взаимодействие с базовыми организациями СНГ по проблемам образования;
- развитие сотрудничества Ассоциации с ассоциациями высших учебных заведений, действующими на территории СНГ по проблемам и перспективам развития профессионального образования; активный обмен информацией о проводимой работе.
Ассоциация технических университетов становится связующим звеном в развитии партнерского взаимодействия, содействующим эффективному межвузовскому сотрудничеству, обмену передовыми практиками, широкому приглашению зарубежных вузов — партнеров к участию в мероприятиях, конференциях, проводимых под ее эгидой.
Паритетные дружеские профессиональные контакты и общение представителей университетского сообщества, руководителей и специалистов имеют, безусловно, ключевую роль в развитии единого научно-технологического и образовательного пространства в рамках стран Содружества Независимых Государств.
Российская высшая школа играет огромную роль в формировании единого научно-технологического и образовательного пространства. Россия имеет славные традиции инженерного образования. «Русский метод обучения» был и остается одной из основополагающих форм подготовки инженерных кадров.
Подчеркивая особую значимость развития международного сотрудничества на современном этапе, высшим учебным заведениям следует сосредоточить внимание на учебно-научных составляющих общего образовательного пространства, формировании согласованных подходов и критериев в сфере образования, подготовки инженерных и научных кадров, разработки межгосударственных стандартов, устанавливающих общие требования к качеству подготовки специалистов как базис разработки национальных стандартов, согласованных с международными требованиями и уровнями договоренностей, содействия развитию широких связей между учеными и специалистами.
Ассоциация технических университетов с участием Координационного совета в области техники и технологии Минобрнауки России в 2008 году приняли Декларацию по проблемам сотрудничества технических университетов.
По существу была сформулирована программа совместных действий по формированию единого научно-образовательного и технологического пространства на ближайшую перспективу и высказана поддержка деятельности Ассоциации технических университетов, направленная на развитие сотрудничества и взаимодействия высших технических учебных заведений.
Одной из важнейших форм работы, которая в значительной степени способствует формированию и развитию научно-образовательного и технологического сотрудничества являются международные конференции, форумы, семинары.
Важной проблемой является снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения наших стран, что существенно осложняет подготовку кадров, способных разрешать сложные социально-экономические проблемы, разрабатывать, внедрять и использовать новейшие технологии. Актуальными становятся вопросы новой идеологии, эффективной молодежной политики, формирования у подрастающего поколения и поддержание в обществе высоких нравственных ценностей, патриотизма, гражданской ответственности за судьбу страны.
Действующим инфраструктурным механизмом является формирование сети базовых организаций СНГ по конкретным направлениям развития науки и техники.
Ряд технических университетов, являющиеся базовыми организациями СНГ по решению конкретных проблем образования (МГТУ им. Н.Э. Баумана, РУДН, МИСиС, МЭCИ, БНТУ, БГУИР) входят в АТУ.
Работа университетов как базовой организации государств-участников СНГ в области образования, в первую очередь направлена на укрепление единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ и подготовки нового кадрового состава в целях развития дальнейшего плодотворного сотрудничества в различных отраслях народного хозяйства между странами Содружества.
Сетевое взаимодействие это одна из форм кооперации вузов как внутри страны, так и на международном уровне СНГ. Она представляет собой совместную деятельность нескольких (двух и более) высших учебных заведений по организации работы, направленной на обучение студентов и освоении ими образовательной программы определенного уровня и направленности с использованием ресурсов этих вузов и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов.
Важным мероприятием в деле сотрудничества университетов явилось проведение 16 марта 2017 года Съезда Ассоциации технических университетов с участием высших учебных заведений государств – участников Содружества Независимых Государств.
Съезд принял в Ассоциацию два университета Белоруссии, а именно Гродненский государственный университет имени Янки Купалы и Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого.
Проведение Съезда приурочено к 25-летию становления системы университетского технического образования в России(4 февраля 1992 года была учреждена секция технических университетов Ассоциации университетов СССР), а также подведению итогов 2016 года – года 25-летия создания Содружества Независимых Государств и Года образования в СНГ.
На Съезде Ассоциации рассмотрены актуальные проблемы развития университетского технического образования и науки, вопросы повышения роли технических университетов в технологической модернизации и инновационном развитии экономики страны, а также обсуждены основные итоги и новые задачи в работе Ассоциации в современных условиях, в том числе на пространстве Содружества Независимых Государств.
В целом, формирование общего образовательного и научно-технологического пространства рассматривается как условие расширения и углубления всех форм отношений между постсоветскими государствами, и сегодня развивается, ориентируясь на приоритеты разных объединений, таких как ЕврАзЭс, ШОС, СНГ и Европейского Союза, среди которых Содружество Независимых Государств является самым масштабным, поскольку охватывает наибольшее количество государств евразийского пространства.
Единое образовательное пространство приоритетное направление деятельности АТУ |
Участники Съезда, заседаний Совета, конференций Ассоциации